В г.Барнауле, в рамках конференции «Итоги работы за 2011 г. и задачи на 2012г.», организованной Главным управлением Алтайского края по здравоохранению и фармацевтической деятельности, прошел семинар «Современные подходы в лечении бактериальных инфекций». В мероприятии приняли участие представители Роспотребнадзора Алтайского края, ведущие специалисты в области исследования и лечения инфекционных заболеваний.
Одной из главных тем прошедшего семинара стали современные средства борьбы с инфекционными заболеваниями. Главным из них была названа терапия бактериофагами, которую специалисты называют на сегодняшний день наиболее эффективной альтернативой традиционной терапии антибиотиками.
Бактериофаги – это вирусы бактерий, которые проникают в клетку микроба и «переключают» ее работу на воспроизводство себеподобных клеток. Эти клетки множатся, разрывают оболочку микробной клетки и массово атакуют другие окружающие микробы. В результате работы фагов в считанные часы происходит освобождение пораженного участка тканей от нежелательных микробов. По сути, у фагов есть общая с антибиотиками черта: и те, и другие воздействуют непосредственно на микробы. Но антибиотики вместе с микробами уничтожают и нормальную флору, не разбирая, какие именно клетки попадаются на их пути. Фаги, в отличие от антибиотиков, воздействуют только на патогенные микроорганизмы, и в этом их основное отличие и преимущество. Независимо от способа применения фагов – местное, общее, наружно или внутрь – они проникают в кровь, лимфу и попадают точно в очаг воспаления, где и начинают свою работу. На фоне воздействия фага активируются естественные защитные функции клетки, повышается общий клеточный иммунитет, повышается активность и численность тех клеток организма, которые отвечают за процесс заживления.
Разработка фаготерапии проводилась еще до 30-х годов XX века. Бактериофаги широко использовались для терапии таких тяжелых заболеваний, как дизентерия, брюшной тиф, паратифоидная лихорадка, холера, пиогенные инфекции и т.п. Препараты применяли различными способами: подкожно, внутривенно, внутримышечно, внутрибрюшинно, наружно. Однако условия для качественного производства фагов, а также для точной постановки диагноза и назначения подходящего фага были лишь в нескольких западных медицинских центрах. Поэтому опыт применения фаготерапии был крайне разнообразным, и не всегда позитивным. В 30-х годах Американская медицинская ассоциация обобщила данные по применению фаготерапии и выпустила обзор, после которого на Западе интерес к разработке метода ослаб и финансирование было направлено на развитие анибиотиков, более простых в производстве и применении.
В Советском Союзе, тем не менее, исследования направления фаготерапии были продолжены: отечественные ученые в 30-е годы пошли самостоятельным путем, разрабатывая возможности применения фагов как в лечебной, так и в противоэпидемической практике. Первые сообщения о результатах лечения и профилактики бактериофагами, например, опаснейшей дизентерии и серьезных гнойно-септических инфекций в нашей стране появились уже в начале 30-х годов. Было установлено, что залог успеха лечения – как можно более раннее, до развития интоксикации, начало лечения фагами.
В результате развития темы фаготерапии были доказаны безвредность этой терапии и ее высокая эффективность при правильном применении. Причем позитивные результаты наблюдались не только при лечении взрослых, но даже у детей, не смотря на характерное для детского организма раннее и стремительное развитие интоксикации. В работах отечественных медиков 60-х годов была показана эффективность профилактики дизентерии бактериофагами на большой – более 30 тыс. - группе детей: у тех, кто получал лечебные фаги дизентерийные заболевания наблюдались в 2,3 раза реже, чем у детей, не получавших фаготерапии.
В мире массовое применение антибиотиков поначалу давало блистательные результаты и стало грандиозным прорывом в медицине. Однако с течением времени было замечено, что патогенные микроорганизмы, против которых ученые создают все новые и новые поколения антибиотиков, эволюционируют, их выживаемость в агрессивной среде стремительно растет и серьезно опережает разработку новых видов антибактериальных препаратов. С течением времени патогенная флора вырабатывает устойчивость, или резистентность, к применяемому против нее оружию. В результате противовоспалительная терапия становится малоэффективной, болезни развиваются и проявляются все новые их осложнения. По данным Мирошникова К.А., к.б.н., зав. лабораторией молекулярной биоинженерии Института биоорганической химии им. Шемякина–Овчинникова РАН, первые случаи антибиотикоустойчивости бактерий были отмечены еще в период с 1945 по 1965 гг. XX века; в 70-80-х годах ученые отмечали период «равновесия», а в 1990-е годы количество устойчивых штаммов резко возросло. При этом, как отмечают практикующие врачи, распространение частота и тяжесть течения различных инфекций не снижается. В этой ситуации развитие фаготерапии приобретает стратегическое значение, особенно если учесть, что современные технологии позволяют легко создать условия для производства и применения фагов. Кроме того, одним из несомненных достоинств фагов является возможность их применения в комплексной терапии, в том числе и в сочетании с антибиотиками, антибактериальными препаратами и прочими сопутствующими медикаментами. Бактериофаги выпускаются в различных видах. Изначально их производили в жидком виде, позже - в таблетированном. Сегодня современные технологии позволяют делать и жидкие концентраты, и таблетки, и гель, и даже производить специализированные медицинские материалы, например, для покрытия ран и ожоговых поверхностей в виде перфорированного биодермического полимера, содержащего бактериофаги и другие терапевтические составляющие. Все препараты бактериофагов и содержащие их материалы не токсичны, не вызывают развития дисбактериозов и других побочных реакций.
Все эти качества делают их самым програссивным современным средством борьбы с инфекционными заболеваниями и их осложнениями. Так, сегодня специалисты широко используют монофаги, предназначенные для «адресного» лечения одного вида бактерий. В этом случае фаг носит название того микроба, на который он действует – например, стафилококковый, стрептококковый, эшерихиозный, протейный, псевдомонадный, клебсиеллезный, сальмонеллезный, брюшнотифозный, дизентерийный и другие монофаги. Также широкое применение получают удобные в применении комплексные препараты, представляющие собой набор фагов сразу к нескольким, от 2 до 8, возбудителям, а также комплексные биологические препараты, в которых бактериофаги сочетаются с интерфероном.
Контроль бактериофагов проводят в лаборатории бактериофагов Государстенного научно-исследовательского института стандартизации и контроля медицинских биологических препаратов им. Л. А. Тарасевича. Крупнейшим прозводителем бактериофагов сегодня является ФГУП «НПО «Микроген» Минздравсоцравития РФ. Для повышения эффективности фаготерапии крайне важно, чтобы специалисты постоянно проводили сбор фагорезистентных штаммов микроорганизмов и включали их в производство бактериофагов. Таким образом препараты постоянно адаптируются к современной ситуации, их активность постоянно повышается.
Как было отмечено участниками барнаульской конференции «Итоги работы за 2011 г. и задачи на 2012г.», сегодня фаготерапия широко и успешно применяется в хирургии, травматологии, офтальмологии, стоматологии, гастроэнтерологии, лечении онкологических заболеваний и сопутствующих осложнений, а также многих других отраслях медицины. Кроме того, в России, которая исторически является лидером в разработке фаготерапии, постоянно создаются новые виды и формы лечебных бактериофагов, проводятся молекулярно-генетические и клинико-эпидемиологические исследования по изучению биохимических свойств фагов и тех новых отраслей, в которых применение бактериофагов могло бы существенно улучшить результаты по профилактике и лечению инфекционных заболеваний.