29.03.2012 17:51
Новости.
Просмотров всего: 6161; сегодня: 2.

Конференция по вопросам реализации законодательства о независимой антикоррупционной экспертизе

Конференция по вопросам реализации законодательства о независимой антикоррупционной экспертизе

В Московской торгово-промышленной палате состоялась I Всероссийская конференция по вопросам реализации законодательства о независимой антикоррупционной экспертизе.

Конференция была организована Московским антикоррупционным комитетом (МАКК) при Московской ТПП при поддержке Правительства Москвы и ТПП РФ.

На конференцию съехались независимые эксперты, аккредитованные Минюстом России, из многих российских регионов: Московской, Саратовской, Вологодской, Тверской, Ростовской Ульяновской, Псковской, Астраханской, Нижегородской и Волгоградской областей, Краснодарского края, города Великий Новгород. В работе конференции приняли участие представители Министерства юстиции РФ, Генеральной прокуратуры РФ, Минэкономразвития России, Совета Федерации ФС РФ, научные руководители вузов: МГУ им М.В. Ломоносова, Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Российского гуманитарного университета и других, представители Торгово-промышленной палаты России, руководители Московской ТПП, члены Московского антикоррупционного комитета при МТПП и СМИ. Руководил работой конференции председатель Московского антикоррупционного комитета при МТПП Мансур Юсупов.

От лица Московской торгово-промышленной палаты участников приветствовал председатель Правления МТПП, председатель Наблюдательного совета МАКК при МТПП Юрий Котов. Он подчеркнул, что противодействие коррупции является одним из важнейших направлений деятельности палаты, и Московский антикоррупционный комитет, созданный при палате, в настоящее время выступает в первых рядах антикоррупционной борьбы. Юрий Иванович отметил важность независимой антикоррупционной экспертизы для предпринимателей и всего гражданского общества как меры профилактики коррупции и усиления общественного контроля за органами власти. Московский антикоррупционный комитет ведет в этом направлении активную работу. Как сообщил председатель комитета Мансур Юсупов, из порядка тысячи экспертиз, проведенных в 2011 году аккредитованными региональными торгово-промышленными палатами, 45 экспертиз представил Московский антикоррупционный комитет при Московской ТПП.

Для справки: Основу данному виду деятельности положил Федеральный закон «Об Антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», подписанный Президентом РФ Д.А. Медведевым 17 июля 2009 года, в котором были определены принципы организации антикоррупционной экспертизы. Это - обязательность проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных актов; компетентность лиц, проводящих антикоррупционную экспертизу; сотрудничество федеральных органов исполнительной власти с институтами гражданского общества при проведении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (АЭ НПА); независимость антикоррупционной экспертизы. Данным законом определен круг лиц и организаций, которые вправе проводить антикоррупционную экспертизу: прокуратура Российской Федерации; федеральные органы исполнительной власти в области юстиции; федеральные органы исполнительной власти при разработке или в порядке мониторинга правоприменения нормативных правовых актов; институты гражданского общества и граждане в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами РФ.

Антикоррупционная экспертиза проводится в целях выявления коррупциогенных факторов в принимаемых и действующих нормативных правовых актах и служит мерой предупреждения и борьбы с коррупцией на законодательном уровне.

В развитие данного закона и института независимой антикоррупционной экспертизы Правительством РФ было принято Постановления № 96 от 26 февраля 2010 г., которым была утверждены Правила и методика проведения АЭ НПА.

Во исполнение законодательства, а именно в целях повышения эффективности взаимодействия между государством и институтами гражданского общества, был создан институт независимых экспертов, уполномоченных к проведению антикоррупционной экспертизы. Аккредитацию экспертов, которыми могут стать как физические, так и юридические лица, проводит Министерство юстиции РФ.

На конференции шло обсуждение опыта работы института независимых экспертов за период 2009-2012 гг. В результате обмена мнениями был выявлен ряд проблем, главной из которых была названа низкая активность независимых экспертов в проведении антикоррупционных экспертиз.

Так, по информации, представленной начальником отдела антикоррупционной экспертизы и аккредитации независимых экспертов Департамента конституционного законодательства Министерства юстиции РФ Денисом Бадлаевым, по состоянию на 1 марта 2012 года Минюстом России аккредитованы 1322 независимых экспертов, из них 1103 эксперта являются физическими лицами, 219 – юридическими лицами, представленными в основном региональными отделениями Ассоциации юристов России и региональными торгово-промышленными палатами, в том числе МТПП.

В 2011 году в органы государственной власти было направлено 367 заключений по проведенным антикоррупционным экспертизам от 106 независимых экспертов из 1310 аккредитованных экспертов. Таким образом, в проведении антикоррупционных экспертиз участвовало в 2011 году 8% аккредитованных экспертов, 2010 г. – 6%, 2009 г. – 3%. По данным Минюста России в прошлом году в федеральные органы исполнительной власти поступило 95 заключений от независимых экспертов. Замечания, изложенные в 41 заключении, учтены (43% от общего количества поступивших заключений). В органы государственной власти субъектов РФ поступило 126 заключений, из которых учтены 57 заключений (45%). Указав на низкую активность участия независимых экспертов в проведении антикоррупционных экспертиз, Денис Бадлаев тем не менее отметил значительную результативность деятельности независимых экспертов, порядка 50% заключений которых учтены, и подтвердил, что институт независимых экспертов себя оправдывает.

Старший прокурор Управления по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции Генеральной прокуратуры РФ Вероника Кропивенко сообщила, что за 2011 год в органы прокуратуры поступило всего 10 заключений от независимых экспертов, и только по одному их них были подтверждены коррупциогенные факторы. Результаты мониторинга, проведенного Генпрокуратурой РФ, показали, что в ряде субъектов РФ прокуратурами даже были заключены соглашения с независимыми экспертами в лице региональных отделений Ассоциации юристов России или с территориальными ТПП. Однако на практике соглашения не реализуются, поскольку эксперты недостаточно активны. Более того, по данным мониторинга, в ряде регионов эксперты, получившие аккредитацию Минюста, к работе так и не приступили. Вероника Кропивенко сообщила, что по поступившим в органы прокуратуры заключениям независимых экспертов меры прокурорского реагирования принимаются редко, поскольку наличие коррупциогенных факторов при проведении прокурорской проверки не подтверждается.

Сами независимые эксперты, выступившие на конференции, видят главной причиной создавшейся ситуации несовершенство законодательства. По мнению экспертов в законодательстве отсутствуют: реальные основания для независимых экспертов влиять на мнение разработчика или правоприменителя (в законе прописан рекомендательный характер заключений); четкие правила взаимодействия экспертов и разработчиков, правоприменителей (нет ответственности и четкой обязанности отвечать эксперту, отсутствует какая-либо ответственность разработчиков нормативных актов за игнорирование мнения эксперта); критерии аккредитации, обеспечивающие наличие у экспертов реальной профессиональной подготовки (в настоящее время квалификационные требования к экспертам сводятся к наличию высшего образования и стажа); ответственность эксперта за качество проводимой экспертизы; система повышения квалификации экспертов и др.

По мнению аккредитованного эксперта по г. Москве Максима Гребинюка, пассивность независимых экспертов напрямую связана с недостатками законодательного обеспечения и отсутствием материальных стимулов в работе экспертов. С этими выводами согласны и другие выступившие эксперты. Именно отсутствие должных стимулов для проведения антикоррупционной экспертизы, является, по мнению большинства экспертов, основной причиной бездействия большей части аккредитованных независимых экспертов, а также причиной использования данного статуса отдельными специалистами для получения различных материальных благ.

Чтобы исправить положение и реализовать потенциал, заложенный в понятии независимая антикоррупционная экспертиза, участники считают необходимым: создать систему профессиональной подготовки экспертов, разработать и внедрить стандарты и методики экспертной работы, обеспечить систему финансирования работы экспертов, внедрить понятие ответственности эксперта за качество экспертизы и за соблюдение этических и квалификационных норм. И только реализовав данные мероприятия, участники планируют выдвигать инициативу о включении в действующее законодательство норм об обязательном учете мнения независимых экспертов о коррупциогенности тех или иных нормативных актов со стороны их разработчика, как на стадии согласования проектов нормативных актов, так и на стадии мониторинга правоприменения.

Для реализации этих масштабных задач требуется организационное единство независимых антикоррупционных экспертов. Участники конференции пришли к выводу о необходимости создания Объединения независимых антикоррупционных экспертов в форме некоммерческого партнерства.

Также на конференции независимые эксперты различных регионов обменялись опытом применяемых практик.

Участники конференции отразили свои предложения в итоговой резолюции.

В ней в частности говорится: участники признают приоритетными целями реализацию мер по повышению эффективности независимой антикоррупционной экспертизы и созданию условий для реального влияния института независимых экспертов на процесс устранения коррупциогенных факторов, для чего считают необходимым: создать основанное на началах членства «Объединение аккредитованных антикоррупционных экспертов» в виде Некоммерческого партнерства, объединяющее в своих рядах уполномоченных на проведение экспертизы на коррупциогенность экспертов – физических и юридических лиц; разработать программу развития Объединения, включающую образовательную, организационную и финансовую составляющие; создать условия для обеспечения высокого профессионального качества экспертиз, разработав и внедрив соответствующую систему подготовки независимых экспертов, утвердив образовательные программы в Министерстве юстиции РФ и Министерстве образования и науки РФ; внедрить этические нормы проведения независимой антикоррупционной экспертизы, гарантирующие отсутствие в экспертной работе субъективных факторов и целей, нарушающих законодательство о защите конкуренции, для чего на базе Объединения принять Кодекс этики независимого антикоррупционного эксперта, а также меры ответственности экспертов за нарушение профессиональной этики; внести законодательную инициативу о закреплении четкого алгоритма взаимодействия с разработчиками нормативных актов, гарантирующего обязанность государственных органов устранять обнаруженные коррупциогенные факторы на основании экспертных предложений; наладить работу с бизнесом по сбору информации о коррупциогенных факторах действующего законодательства, создающих излишние административные барьеры для бизнеса и провоцирующие регулирующие органы на коррупционные проявления; рассматривать торгово-промышленные палаты субъектов Российской Федерации и региональных экспертов в качестве основной базы для образования территориальных отделений и филиалов Объединения; ходатайствовать перед Советом по противодействию коррупции при Президенте РФ, Министерством юстиции РФ и Минэкономразвития России о поддержке инициатив независимых антикоррупционных экспертов, высказанных в ходе Конференции.

По итогам конференции будет выпущен сборник докладов и решений.

Текст резолюции и наиболее интересные доклады конференции опубликованы на сайте Московского антикоррупционного комитета при МТПП.


Ньюсмейкер: Московская ТПП — 139 публикаций
Поделиться:

Интересно:

Как законно снизить налоговую нагрузку
28.03.2024 17:56 Консультации
Как законно снизить налоговую нагрузку
Предприниматели имеют право и законную возможность уменьшать налоги. Одна из самых очевидных мер – подбор оптимального налогового режима. Так, многим предпринимателям доступна упрощенная система налогообложения (УСН) с простой и понятной формой отчетности, ставкой до 6 или 15% в зависимости от...
О своих мечтах об отдыхе поделились российские дети
28.03.2024 12:18 Аналитика
О своих мечтах об отдыхе поделились российские дети
В преддверии II Всероссийского конкурса юного художника «Место в России, где я мечтаю побывать», который стартует 1 апреля 2024 года, эксперты Национального туроператора Алеан рассказали, куда хотели поехать дети, исходя из анализа работ прошлого года. Дети в возрасте от 6 до 15 лет поделились...
562 года назад на престол взошёл Иван III
28.03.2024 10:44 Новости
562 года назад на престол взошёл Иван III
В историю он вошел в первую очередь как собиратель русских земель и, по сути, создатель единого государства Российского, созидатель и мудрый дипломат – при Иване III не только расширяются границы, но и создается прообраз системы управления страной – пишутся единые законы, утверждается...
Ранее неизвестные петроглифы описали российские ученые
27.03.2024 18:03 Новости
Ранее неизвестные петроглифы описали российские ученые
Группа ученых из Кемеровского государственного университета во главе с доктором исторических наук Ольгой Советовой описала ранее неизвестные петроглифы, обнаруженные в ходе экспедиций последних трех лет. Среди найденных рисунков неожиданно оказалось и крайне редкое изображение парохода. Основной...
Неизвестный объект археологического наследия найден в Подмосковье
27.03.2024 17:20 Новости
Неизвестный объект археологического наследия найден в Подмосковье
В подмосковном городе Ликино-Дулево Орехово-Зуевского городского поселения археологи провели превентивное обследование территории, прилегающей к скверу Дулевского фарфорового завода. В результате был обнаружен ранее неизвестный исторический слой, который уже признан вновь выявленным объектом...