Круглосуточная деловая активность организации предполагает безотказное функционирование ее оборудования и сетевой инфраструктуры, а также предоставление удаленного доступа к корпоративным ресурсам неуклонно растущей армии мобильных сотрудников. Никто не готов жертвовать прибылью из-за ограничений в хранении данных и невозможности работать удаленно.
Тут самое время поговорить о мобильных устройствах и их работе в облаке. В США, да и во всем мире набирает популярность тренд под названием BYOD . ИТ-подразделения прилагают все больше усилий, чтобы успевать за прогрессом, а рядовые сотрудники тем временем осваивают все новые технологии.
По данным всемирного объединения мобильных операторов GSMA, к 2020 году общее количество подключенных мобильных устройств увеличится вдвое — с 6 (в 2012 году) до 12 млрд, и в результате доходы мобильных операторов взлетят до 1,2 млрд долл. США. Столь бурный рост обусловлен высоким качеством связи и предоставлением абонентам неограниченного доступа к сетевым приложениям.
Спрос на хранящиеся в облаке файлы и приложения неуклонно растет. Многие пользователи работают с облачными ресурсами ежедневно, даже не подозревая об этом, ведь Facebook (Запрещенная в РФ организация), GMail, Flickr и LinkedIn — это, фактически, облачные сервисы.
В мобильном облаке пользователи получают доступ к своим приложениям и документам, хранящимся не на их персональном устройстве, а на серверах в удаленных центрах обработки данных. При этом абоненты платят только за соединение и доступ, как при использовании общедоступных (public) облаков.
Очевидно, что по мере внедрения новых аппаратных решений вычислительные возможности будут совершенствоваться. Сегодня большинство мобильных устройств уступают настольному компьютеру в том, что касается вычислительной мощности, характеристик экрана и прочих технологических особенностей. Поэтому интеллектуальным устройствам: смартфонам, планшетным ПК, «ультрабукам», — просто необходимо мобильное облако, где хранятся данные и выполняются вычисления.
По мере перехода от ПК к мобильным устройствам все чаще возникает вопрос, что же такое «мобильное облако» и чем оно отличается от обычного. Можно сказать, что мобильное облако — это набор продуктов (приложений, устройств, средств распознавания визуальных образов и голоса и т. д.) и услуг, образующих и поддерживающих мобильную экосистему. Для понимания сущности мобильного облака необходимо также учесть, что его функционирование напрямую зависит от качества связи. Проблемы с задержкой и пропускной способностью весьма актуальны для передачи мобильного трафика. Вряд ли их удастся избежать жителям небольших населенных пунктов, расположенных вдалеке от мегаполисов. Задержка связана со скоростью передачи контента на устройство. Кому не приходилось ждать, пока загрузится видео или рекламный блок на любимом новостном сайте?
Мобильное облако — это еще и часть концепции «Интернета вещей», предполагающей установление связи между объектами, невозможной без быстрого и эффективного обмена данными. Если речь идет о простой задаче — например, активации домашних климатических датчиков, — то проблема скорости и качества связи не столь существенна. Если же мы говорим о работе системы поставок компании, то стоимость ожидания может оказаться непомерно высокой.
Внедрение новых продуктов и развертывание сетей 3G/4G LTE облегчит положение, но объем трафика растет с невероятной быстротой: ожидается, что к 2015 году ежемесячный интернет-трафик увеличится вчетверо, до 966 экзабайт (в 2004 году аналогичный показатель составлял лишь 1 экзабайт).
Скорость — одно из главных преимуществ технологии LTE, но когда к сети одновременно подключают сразу несколько мобильных устройств (особенно при использовании интернет-стандарта высокоскоростного пакетного доступа HSPA), то возникают проблемы с полосой пропускания. Перебои со связью приобретают особую важность еще и потому, что все больше компаний стремятся предоставить сотрудникам и клиентам мобильный доступ к своим ключевым приложениям.
Внедряя разнообразные небольшие и недорогие облачные приложения, организации обеспечивают собственную безопасность, адаптируют используемые ресурсы под собственные требования и не зависят от готовых решений. Разработанные для клиентов мобильные приложения позволяют компаниям поддерживать тесную связь со своей целевой аудиторией.
Аналогичным образом мобильное облако используется при разработке программного обеспечения для «умных» устройств. Чтобы идти в ногу с инновациями в сфере мобильных технологий, особое внимание следует обратить на базовый процесс и разработку графического интерфейса. В скором времени мобильные телефоны и планшетные компьютеры будут оснащены двухъядерными процессорами, большей памятью, улучшенными дисплеями, камерами и разъемами для периферийных устройств.
По мере роста мощности компактных устройств качество связи начинает играть еще большую роль. Сегодня прерванный звонок или отключение от сети — всего лишь мелкая неприятность, но широкое применение «умных» устройств, ставка на мобильных и удаленных работников в сочетании с ростом деловой активности приведут к тому, что перебои со связью станут категорически неприемлемы.
Существует несколько новых технологий, обещающих быстрое развертывание сетевых ресурсов для минимизации задержек. Так, кэширование данных в последней реализации HTML5 и CSS3 позволит избавиться от сбоев в работе сети и от перегрузки каналов связи. Однако и обычное управление производительностью сети остается для мобильного облака крайне важным. Лучшие системы мониторинга позволяют регулировать движение трафика на основании показателей загруженности сети и местоположения пользователя.
Эти и другие усовершенствования помогают улучшить работу мобильного облака, повышая лояльность пользователей. Упомянутые решения делают компании, заинтересованные в предоставлении мобильного доступа к своим приложениям, более конкурентоспособными и позволяют более эффективно обслуживать растущую базу мобильных пользователей.
О компании Cisco
Cisco – мировой лидер в области сетевых технологий, меняющих способы человеческого общения, связи и совместной работы. Чистый объем продаж компании в 2011 финансовом году составил 43,2 млрд долларов.