Медиаиндустрия стоит на пороге коренных перемен, связанных с переходом России на цифровой стандарт вещания в 2015 году. Основные игроки медиарынка осознают необходимость корректировки стратегии под влиянием грядущих преобразований. Эта тема стала предметом обсуждения участников конференции «Стратегия развития компании», организованной Центром бизнес-образования «New Line Business». Конференция проходила 12-13 декабря в Москве и была посвящена разработке и реализации действенной стратегии компаний, работающих в медиаотрасли. Мероприятие собрало 30 профессионалов медийного рынка - собственников и руководителей телерадиокомпаний со всей России. В рамках конференции обсуждались наиболее актуальные проблемы и перспективы развития медиаиндустрии: создание стоимости и роста компании, разработка бизнес-архитектур, построение эффективных финансовых и управленческих моделей, включение коммуникаций в общую стратегию развития компании. Завершающим аккордом мероприятия стал круглый стол: «Ближайшее будущее медиаиндустрии – прогнозы и перспективы», на котором были обозначены ключевые тенденции внедрения цифрового телерадиовещания в России.
Конференцию открыл Александр Идрисов, управляющий партнер Strategy Partners. В своем выступлении он продемонстрировал важность использования различных стратегических подходов с учетом требований рынка. Александр Идрисов ранжировал факторы, влияющие на разработку действенной стратегии: отрасль, традиционные целевые группы потребителей, конкуренты, система дистрибуции и бренд. Особый акцент был сделан на динамике развития стратегии во времени и мозговом штурме, как инструменте по нахождению новых возможностей для роста компании.
Творческий подход к созданию стоимости компании проанализировал Павел Кружилин, партнер Strategy Partners, имеющий богатый опыт в поиске новых бизнес-моделей на медиарынке. Ключевые темы его выступления: построение устойчивой бизнес-архитектуры компании, создание стоимости компании и миграция ценности, формирование и выбор альтернативных решений.
Презентацию, посвященную выбору оптимальной бизнес-модели холдинговой компании и построении эффективной системы управления, представил Александр Ованесов, партнер Strategy Partners. Основной посыл выступления заключался в необходимости очерчивать управленческий контур для создания эффекта синергии. Бизнес-модель должна выбираться с учетом альтернативных вариантов и продуманного сценария.
Второй день конференции был открыт презентацией Дмитрия Чернова, эксперта Института коммуникационного менеджмента ГУ-ВШЭ, в которой рассматривалась специфика целенаправленного управления коммуникацией в крупной компании. Дмитрий Чернов раскрыл суть коммуникационной стратегии на конкретных бизнес-кейсах, вовлекая аудиторию в диалог и предлагая совместный поиск решений. Спикер обозначил основные элементы, на которые необходимо делать упор при построении коммуникации: эффективный мэссидж, выделение ключевых аудиторий, отраслевые особенности. Заключительным докладом конференции стало выступление Никиты Пирогова. Принципы построения финансовой модели компании и грамотной системы управления осветил в своем докладе Никита Пирогов, заместитель заведующего кафедрой «Экономика и финансы фирмы» ГУ-ВШЭ.
В завершении конференции прошел круглый стол «Ближайшее будущее медиаиндустрии – прогнозы и перспективы», ключевой темой которого стал переход российского телерадиовещания на цифровой формат. В рамках круглого стола участникам было предложено обсудить тенденции развития медиабизнеса, скоррелировать полученные знания с грядущими переменами. Эксперты круглого стола во главе с Владимиром Лившицом, советником президента НАТ, сделали свой прогноз на развитие медиаиндустрии в 2008-2015 гг.
Будущее медиабизнеса напрямую зависит от новой концепции федерального телерадиовещания, разработка которой завершится в ближайшее время. Коренные изменения будут связаны с переходом эфирного вещания на мультимедийное, что обеспечит аккумулирование собственно телевещания с другими возможностями и услугами. Это приведет к установлению новых правил работы на медиарынке.
Ключевые тенденции и перспективы медиаотрасли (2008-2015 гг.):
На основе новых технологий произойдет переход на многоканальное, мультимедийное, интерактивное телерадиовещание.
Региональные телерадиокомпании находятся под угрозой вытеснения федеральными сетями. Владимир Лившиц советует региональным ТВ-каналам начать создавать собственный эффективный, эксклюзивный контент.
К старым субъектам медиарынка: вещателям, операторам и аудитории добавится новый субъект – производитель контента. Возникнет большое количество компаний, которые займутся интеграцией контента, станут посредниками между производителями и потребителями.
Переход на цифровое вещание будет происходить постепенно, согласно территориально-частотному и повременно-региональному планам. Первоначально мультимедийное вещание будет введено в тех регионах, где работает небольшое количество эфирных каналов.
Эпоха эфирного ТВ, контент которого создавался под влиянием рекламодателя, близится к завершению. Теперь во главе телевещания будет стоять зритель, который сможет самостоятельно формировать программу дня. Это коренным образом меняет систему отношений. Потребитель станет рекламодателем. Поэтому задача №1 для вещателей –производство качественного контента на основе предпочтений аудитории и ее фрагментаций.
Пользуется все большим спросом точечная реклама, повышается рост региональной составляющей. Это связано с изменением технологии продажи рекламы (GRP). Сергей Веселов, директор по маркетинговым исследованиям Аналитического центра Видео Интернешнл, поделился своими наблюдениями о снижении интереса со стороны рекламодателей к общероссийскому размещению. Предпочтительней стало давать рекламу в конкретном регионе, используя местные СМИ.
Растет популярность тематических нишевых каналов, кабельного и спутникового ТВ. Создавая рекламу на нишевых каналах, необходимо использовать креативный подход и мобильные идеи, считает Нина Коваленко, директор дирекции прямых продаж НТВ-Медиа.
В скором времени ТВ начнет конкурировать с целыми медиасегментами, с другими носителями контента: мобильным ТВ, IP-телевидением, Интернетом и т.д.
В заключительном слове Владимир Лившиц акцентировал внимание участников на том, что настало время медийным компаниям перевести свой бизнес на новые рельсы цифрового, неуниверсального, интерактивного вещания. Перехватить инициативу у тематических каналов, чтобы к 2015 году не оказаться в числе аутсайдеров. Медиакомпаниям уже сейчас следует задуматься о корректировки имеющейся стратегии с учетом перехода страны на цифровое вещание. По мнению Владимира Лившица, будущее медиаотрасли лежит в плоскости сетевой горизонтальной коммуникации с аудиторией.