BCC Company приняла участие в IX Всероссийской научно-практической конференции МОРИНТЕХ-ПРАКТИК «Информационные технологии в судостроении — 2008» и представила ИТ-решения наиболее актуальных задач возрождающихся предприятий судостроения.
Еще недавно одна из наиболее развитых в мире, отечественная судостроительная промышленность в 90-е годы прошлого века пережила глубокий кризис. Если до 1990 года ежегодно в СССР спускалось на воду 400-500 рыболовецких судна, то за все 90-е гг. в РФ было построено 112 судов, причем большая их часть была заложена еще во времена СССР. Всего же из общего объема заказов российских судовладельцев за 10 лет на российских же верфях выполнено не более 6%.
В последние годы были предприняты серьезные меры по выводу отрасли из кризиса, которые уже начинают давать видимый результат. Тем не менее, отрасль нуждается в коренной модернизации. Для решения этой задачи в конце 2007 года Правительство РФ утвердило стратегию развития судостроения в России до 2020 года, в рамках которой в отрасль будут направлены значительные средства — 136 млрд. руб. до 2016 года.
Важной составляющей реализации этой программы является ускоренная информатизация предприятий отрасли. Для определения наиболее эффективных направлений применения ИТ необходим диалог со специалистами отрасли, одной из наиболее представительных площадок для которого является уже девятая по счету ежегодная конференция МОРИНТЕХ-ПРАКТИК «Информационные технологии в судостроении — 2008», собравшая более 300 специалистов и руководителей практически со всех предприятий судостроения России.
На основе опыта работы с предприятиями судостроения и понимания задач отрасли, специалистам BCC наиболее оптимальными представляются следующие приоритеты информатизации отрасли:
— разработка единых стандартов обмена информацией, прежде всего для конструкторско-технологических данных (КТД), и реализация на базе этих стандартов электронного внутреннего и внешнего документооборота, включая перевод бумажных документов в электронную форму;
— акцент на поддержке проектного управления средствами специализированных и ERP-систем;
— перевод взаимодействия программных компонент информационных систем предприятий и холдингов судостроения на сервисно-ориентированную архитектуру (SOA);
— применение систем дистанционного обучения (СДО) для повышения квалификации персонала. Исходя из своего опыта по поддержке проектного управления средствами ИТ на российских предприятиях специалисты BCC полагают, что в настоящее время для этого можно использовать как специализированные продукты (ПО Primavera, Microsoft Project, Open Plan и т. д.), так и соответствующие модули ERP-систем от компаний SAP AG, Oracle, IFS и т. д. В частности, Александр Следь, директор компании «SPro Консалтинг», входящей в группу компаний BCC, считает, что разработанное на базе модулей ERP-системы SAP в его компании решение по проектному управлению, включая инвестиционный и финансовый аспекты, может рассматриваться как прототип такого решения для судостроения.
Особенностью управления предприятиями судостроения является ключевая роль конструкторско-технологических данных (КТД), которые, появляясь на этапе проектирования, используются в дальнейшем на всех этапах жизненного цикла изделия, и на их основе возникают новые потоки данных в различных подразделениях предприятия. Чтобы управление этими потоками было эффективным, необходима стандартизация всех процессов обмена КТД и сопутствующими данными, полная их цифровизация, включая формирование электронного архива КТД с возможность доступа к нему различных прикладных систем, для чего необходим перевод в цифровой вид существующего архивного фонда документов.
В настоящее время наиболее оптимальное решение этих задач заключается в использовании систем управления контентом (ECM — Enterprise Content Management). Ведущие системы класса ECM, такие как система Livelink ECM компании Open Text, позволяют объединить все источники информации, обеспечить доступ к документам и данным различным пользователям, управление данными в разрезе бизнес-процессов и совместной работой над ними в различных системах, использующихся на предприятии и его смежниках.
Не менее, чем интеграция данных, нужна и интеграция прикладных программных систем. Наиболее признана в качестве архитектуры интеграции в настоящее время сервисно-ориентированная архитектура, основанная на таких универсальных понятиях как «сервис» и «процесс». Что особенно важно для предприятий судостроения, о поддержке SOA заявили практически все ведущие поставщики прикладных систем, используемые в судостроении: САПР (CAD), PLM, PDM, ECM, ERP.
Для российского судостроения кадровая проблема вышла на первый план. В Ленинградской области и городе Санкт-Петербурге, где расположены основные предприятия отрасли, дефицит квалифицированных рабочих достиг 600 тыс. человек. К тому же система профессионально-технического обучения за последние десятилетия в значительной степени утрачена. Поэтому все больше предприятий развивают корпоративное обучение, одним из форматов которого является дистанционное обучение. Компания «Корпоративные системы обучения» (КСО), входящая в состав группы компаний BCC, является лидером в области создания и внедрения систем дистанционного обучения. СДО этой компании используют и корпорации, и государственные учреждения. Так, в этом году органы государственного образования Санкт-Петербурга заказали КСО разработку виртуальных тренажеров для обучения массовым рабочим профессиям.
Как отметил в своем докладе руководитель отдела комплексной автоматизации проектирования и управления данными Центра интеграции приложений BCC, Максим Синягин: «Обсуждение представленных BCC на конференции решений показало их актуальность и востребованность предприятиями отрасли. Контакты, которые мы установили на этой конференции, как мы надеемся, приведут к реализации наших предложений в виде конкретных проектов на предприятиях отрасли».
С презентацией его доклада на конференции можно ознакомиться на сайте http://www.marinconf.ru или получить ее в департаменте маркетинга BCC.