01.12.2008 00:00
Новости.
Просмотров всего: 2251; сегодня: 2.

Кризис и кадры в сфере медиа: кого «уволят, не стесняясь»?

Финансовый кризис постепенно распространяется и на сферу медиа. Необходимость сокращения штатов и другие кадровые издержки заставляют сегодня говорить не просто о возможных изменениях в судьбах людей, работающих на радио и телевидении, но и о будущем отрасли в целом.

Однако ключевые фигуры индустрии считают, что, несмотря на падение рекламного рынка, кризисом надо воспользоваться, чтобы привести экономику отрасли в порядок. По мнению специалистов, финансовый кризис позволит трезво пересмотреть кадровую политику в сфере медиа и вопросы подготовки молодых специалистов.

Экспертное мнение по этим вопросам прозвучало на конференции «Кадры для электронных медиа», которая была организована Национальной ассоциацией телерадиовещателей (НАТ) и порталом MеdiaJOBS.RU при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям РФ.

«Каждый день я получаю новости о том, что на одном канале сократили штат на 20 процентов, на другом канале на 30 процентов, — поделился президент НАТ Эдуард Сагалаев. — По моим примерным оценкам, 20 процентов — это минимум, который касается и персонала, и зарплат».

Кроме того, как оценивает ситуацию Эдуард Сагалаев, в следующем году «контент многих каналов будет состоять из повторов», что, безусловно, приведет к сокращению рабочих мест, а в совокупности с резким падением рекламного рынка, который эксперты осторожно оценивают на первый квартал в 30–40 процентов по сравнению с 2008 годом, «это повлечет за собой серьезнейшие процессы», связанные с многочисленными уходами из профессии. И эта проблема сейчас во многих сегментах медиаиндустрии и целого ряда компаний выходит на первый план.

Как считает Эдуард Сагалаев, плюс складывающейся ситуации может состоять как раз «в жестком отборе», потому что востребованных, креативных, по-настоящему талантливых людей сокращения и снижение уровня оплаты труда должны коснуться в последнюю очередь.

Модератор конференции Наталья Селезнева, генеральный директор индустриального портала MеdiaJOBS.RU и экспертного рекрутингового медиаагентства Штаты.RU, отметила, что тема качества профессиональных ресурсов отрасли и проблемы, с которыми сталкиваются топ-менеджеры и менеджеры департаментов в этом бизнесе, были и остаются весьма актуальными независимо от кризиса. «Кризис лишь сделал эту тему более популярной, — подчеркнула она, — обострил внимание к рынку труда и проблемам, связанных с людьми, - какие специалисты дефицитны или избыточны, сколько они стоят на самом деле, сколько рабочих мест необходимо и будет оставлено в период кризиса».

Александр Полесицкий, генеральный директор «Европейской Медиа Группы», говоря о «животворящем кризисе», о том, что он «очистит рынок», и благодаря ему мы придем к ситуации гораздо более правильной, нежели та, что сложилась в медиаиндустрии сегодня, генеральный директор крупнейшего радиохолдинга подчеркнул, что «есть искушение так говорить, особенно, когда ты понимаешь, что в обозримом будущем за воротами окажешься не ты».

По оценке Александра Полесицкого, «существует нехватка специалистов, в том числе и в области вещания», которая в какой-то степени была предопределена в прошлые годы избыточным спросом, связанным с ростом числа радиостанций. «Их станет меньше, — отмечает он, — соответственно, непрофессиональных специалистов в отрасли станет меньше. Проблема кадров станет, с одной стороны, менее острой, потому что не нужно будет наполнять такое количество ресурсов людьми, с другой стороны, станет еще более острой, потому что требования к профессионализму повысятся».

Говоря о грядущих сокращениях в отрасли в связи с кризисом, Александр Полесицкий не без сожаления поддержал уже сложившееся мнение экспертов о том, что это, в первую очередь, будут специалисты по связям с общественностью.

Александр Полесицкий уверен, что нас ждут «месяцы достаточно непредсказуемые». И самые благие намерения разобьются о необходимость сокращения. «Мы пока пытаемся придерживаться сценария неких точечных решений, отказываться от чего-то, что в жестких условиях является роскошью, но не переходить к массовому сокращению объема деятельности, в силу того, что есть ресурсы, есть понимание как со всем этим сражаться», - заявил г-н Полесицкий.

Александр Дулерайн, заместитель генерального директора ТНТ, уверен, что «маркетинг во время кризиса — это одно из самых надежных последних оружий», которое необходимо для того, чтобы удержать и аудиторию, и продажи.

Что же касается кадровой сферы, то, по его мнению, одна из самых больших бед — это как раз отсутствие профессиональных телевизионных маркетологов . «Их 6-8 человек, — уточняет Дулерайн. — Я не думаю, что кризис их серьезно коснется, потому что без них никуда не денешься. Их нереально нанять готовых, как правило, они переходят с канала на канал, их можно только воспитывать, чем мы и занимаемся».

Генеральный директор «СТС-Регион» Сергей Петров считает, что есть три фактора, которые повлияют на положение дел с кадрами в следующем году: во-первых, стандартная оптимизация, которая закладывается в каждой компании на этапе бюджетного планирования; во-вторых, изменение бизнес-моделей взаимодействия сетей и региональных вещателей как в области рекламы, так и в области программирования; а в третьих, конечно, кризис.

«Чем быстрее компании осознают масштаб изменений, тем легче им будет перенести достаточно сложные времена, — анализирует ситуацию Сергей Петров. — И если мы говорим про национальный рынок, понятно, что это минимум 30 процентов снижения бюджетов рекламодателей. Если говорить про региональный рынок, у меня такие ощущения, что это будет даже большее падение, чем 30 процентов, потому что есть на то основания – консолидация рекламных бюджетов на национальном уровне».

Что касается непосредственно «СТС Медиа», то Сергей Петров высоко оценивает шансы компании пережить кризис без существенных потерь. «Мы к кризису готовы, — заявил он. — С точки зрения персонала у нас нет так называемого неадекватного баланса, который, возможно, накопили региональные компании. Безусловно, у нас будет оптимизация. И, надеюсь, что нам удастся не сокращать ключевые для нас позиции».

Михаил Пономарев, директор Дирекции информационного вещания «ТВ Центр», продолжая тему «животворящих последствий кризиса», отметил: «Для меня они в первую очередь, возможно, ожидаются не только в том, что мы «почистим» кадры или получим другие, которые подешевеют, но и в том, что мы «почистим» концепции.

По его мнению, в новостном секторе не хватает квалифицированных режиссеров. Другая беда — недостаточный уровень профессиональной подготовки молодых журналистов.

Президент группы компаний «Окно-ТВ» Александр Волов обратил внимание на вопрос нехватки технических профессиональных кадров: «На сегодняшний день существует огромная проблема, и связана она, в основном, с тем, что поменялись принципы работы технологий. Специалистов до этого не готовилось по данному направлению. И вузы, которые сейчас работают, не готовят, потому что в стране таких специалистов практически нет». Александр озвучил ошеломляющие цифры: «Только московскому теле- и радиовещанию необходимо порядка 2000 квалифицированных специалистов, знающих область IT и телевидения. Сейчас на каналах федеральных по 1-2 специалиста в лучшем случае».

Елена Афанасьева, директор Дирекции креативного планирования интернет-вещания Первого канала, резюмировала: «То, что произошло в медийной сфере, — это отражение всей «лопнувшей экономики большого мыльного пузыря», но в телевидении она в последние годы была особенно воплощена в том, что при росте рекламы галопирующими темпами, чего не было нигде в мире, стоимость контента росла еще быстрее. А в стоимости контента это была, в первую очередь, стоимость оплаты труда. И она росла так, что объяснить логически это невозможно».

А еще г-жа Афанасьева напомнила, что китайское обозначение слова «кризис» — это два иероглифа: один — опасность, другой — благоприятная возможность, и это как раз то, что переживает сейчас медиасфера, и особенно медиарекрутинг.


Ньюсмейкер: MediaJOBS.RU — 8 публикаций
Поделиться:

Интересно:

325 лет назад Петр I издал указ о праздновании Нового года 1 января
20.12.2024 13:05 Аналитика
325 лет назад Петр I издал указ о праздновании Нового года 1 января
До конца XV века Новый год на Руси праздновали 1 марта. Эта точка отсчета была связана с тем, что в марте земля пробуждалась от зимнего "сна", начинался новый посевной сезон. С 1495 года Московский государь Иван III приказал перенести празднование Нового года на 1 сентября. Причин для...
19.12.2024 19:56 Интервью, мнения
Праздник к нам приходит: как поддержать атмосферу Нового Года в офисе
Конец года — самое жаркое время за все 12 месяцев, особенно для компаний. Нужно успеть закрыть все задачи, сдать отчёты, подготовить планы, стратегии и бюджеты. И, конечно же, не забывать про праздник, ведь должно же хоть что-то придавать смысл жизни в декабре, помимо годового бонуса.  Не...
Прозвища бумажных денег — разнообразные и многоликие
19.12.2024 18:17 Аналитика
Прозвища бумажных денег — разнообразные и многоликие
Мы часто даем прозвища не только знакомым людям и домашним питомцам, но и вещам, будь то автомобили, компьютеры, телефоны… Вдохновляемся цветом или формой, называем их человеческими именами и даем понять, что они принадлежат только нам и имеют для нас...
Советская военная контрразведка
19.12.2024 17:51 Аналитика
Советская военная контрразведка
Советская военная контрразведка появилась в годы Гражданской войны и неоднократно меняла свою подчиненность, входя то в структуру военного ведомства, то в госбезопасность. 30 мая 1918 г. учрежден первый орган военной контрразведки Красной армии – Военный контроль Оперативного отдела Народного...
Защитить самое ценное: История страхования в России
18.12.2024 13:22 Аналитика
Защитить самое ценное: История страхования в России
С давних времен человек стремится перехитрить свою судьбу. Люди желают знать, что будет, чтобы вовремя подготовиться к возможным перипетиям и обезопасить свое будущее. Вот только карты и гадалки в этом вопросе бессильны, куда надежнее справиться с рисками помогают...