Поддон или палета — транспортная тара, средство пакетирования, которое имеет жесткую площадку и место, достаточное для создания укрупненной грузовой единицы. Предназначен для хранения груза и его перемещения с помощью механических средств.
Палеты делают из различных материалов, таких как дерево, ДСП, пластик, металл. Однако древесина является наиболее востребованным материалом для изготовления палет.
Основные преимущества палетной поставки товара:
- возрастает производительность погрузочно-разгрузочных работ;
- облегчается учет при отправке и приемке товара;
- экономится площадь складских помещений;
- товар сохраняется от механических повреждений;
- при упаковке товара в пленку уменьшается воздействие неблагоприятной среды;
- товар предохраняется от хищения;
- возможность продавать товар в магазинах непосредственно с поддонов без использования полок.
Палетирование является неотъемлемым требованием торговых сетей к поставщикам товаров.
Палетный способ погрузки обладает рядом несомненных преимуществ: значительно сокращается время погрузки; возможна разработка стандартных схем погрузки; упрощается учет отгружаемой продукции; уменьшаются риски, связанные с человеческим фактором; в несколько раз сокращается штат персонала, необходимый для погрузки; возможно использование технологии по сепарации продукции; можно произвести точный расчет нагрузок на оси транспортного средства и контролировать массу загружаемой продукции, не допуская перегруза.
Оптимизация затрат является одной из основных предпосылок роста популярности палетного способа транспортировки, как в авто, так и ж/д перевозках.
В США стандарты устанавливаются документом Uniform Stanart for Wood Pallets, утвержденным NWPCA (National Wooden Pallet & Container Association). Размеры палеты по американским стандартам: 4 ft x 6 ft или 6 ft x 6 ft.
В Европе приняты европоддоны (с клеймом EUR) с размерами 1200 мм х 800 мм и финподдоны (c клеймом FIN) с размерами 1200 х 1000 мм.). Регламентирующие документы: ISO 3676, ISO TK/22, ISPM 15, UIC norms 435-2/ 435-4.
В России действует ГОСТ 9557-87 с последним изменением от 01.07.1996 г. (размер 800 мм х 1200 мм).
Для изготовления металлических поддонов применяется алюминий и сталь.
Достоинства данного вида:
- значительно легче остальных;
- имеют большой срок службы;
- лучше соответствуют санитарным нормам;
- рационально применять только для тяжелых грузов;
- еще одна область их применения – металлургические предприятия.
Недостатки металлических поддонов:
- стоимость.
Полимерные палеты могут изготавливаться в соответствии с любыми стандартами.
Достоинства полимерных поддонов:
- длительные сроки эксплуатации;
- меньший вес;
- устойчивость к агрессивным средам;
- не поддаются гниению, влагоустойчивы, не сохраняют запахи;
- ударопрочность;
- легко моются, безопасны для работающих с ними;
- ремонтопригодность;
- не впитывают влагу, а поэтому не меняют свой вес во влажную погоду, как деревянные;
- используются после вторичной переработки.
Недостатки полимерных поддонов:
- скольжение на некоторых поверхностях;
- высокая стоимость.
Паллеты из рифленого картона.
Достоинства:
- наиболее легкие из всех;
- дешевле всех остальных видов поддонов;
- не имеют фитосанитарных ограничений;
- легкость утилизации.
Недостатки поддонов из рифленого картона:
- малая грузоподъемность;
- сильная восприимчивость к влаге.
Среди описанных видов поддонов наиболее распространенным и востребованным является стандартный европалет с размерами 1200 мм х 800 мм.
Причины востребованности EUR-палета:
- требования торговых сетей. Поставка товаров на европоддонах является одним из обязательных требований ретейлеров к поставщикам товаров;
- стандартизация размеров грузовых автомобилей. При загрузке EUR-палетами загружается вся полезная площадь;
- совпадение с действующим в России ГОСТом № 9557-87 на палеты деревянные.
Преимущественно, палеты используются в автомобильных грузоперевозках. В значительно меньшей степени они находят применение в железнодорожных перевозках. В перевозках прочими видами транспорта палеты практически не задействуют.
98% автомобильного грузооборота между ЕС и РФ осуществляется с помощью EUR-палет.
В автомобильном грузообороте находится не менее 108 000 000 EUR-палет.
В железнодорожном грузообороте находится около 3 000 000 EUR-палет.
Единовременно в обороте на территории РФ находится не менее 111 млн. единиц EUR-палет грузоподъемностью 1000 кг.
Ежегодный объем спроса на новые EUR-палеты грузоподъемностью 1000 кг на территории РФ составляет не менее 16 650 000 единиц.