Председатель совета НП СМСБ Михаил Кайков и Президент НП СМСБ Дмитрий Филиппов приняли участие в прошедших 11 февраля в Малом зале Государственной Думы парламентских слушаниях «О совершенствовании законодательной базы обеспечения безопасности опасных производственных объектов».
Слушания прошли под председательством Первого заместителя председателя Комитета ГД по промышленности Валерия Драганова. В президиуме находились депутаты ГД, представители Комитетов ГД по промышленности и экономическому развитию, Российской Академии Наук. Участники слушаний обсудили выступления представителей Министерства природных ресурсов, Ростехнадзора, профильных комитетов ГД, представителей промышленности в области энергетики, машиностроения, станкостроения и других областях промышленности.
По словам председателя собрания Валерия Драганова реформа технического законодательства стала самым темным временем парламентаризма в России.
На заседании с докладом выступил заместитель министра Минприроды Семен Леви. Он отметил, что на 2010 год запланирована разработка и принятие пяти важнейших нормативных документов: «Положение о строительном надзоре», «О надзоре за безопасностью гидротехнических сооружений», «О горном надзоре», «Об охранных зонах электросетевого хозяйства», «О надзоре в сфере промышленной безопасности», «О контроле и надзоре в энергетике». Замминистра отметил, что первые два документа уже приняты, а также впервые в России разработано и принято положение «О горном надзоре».
Многими выступающими было отмечено, что ФЗ №184 не охватывает безопасности процессов производства. Но процессы напрямую связаны с вопросами безопасности, в том числе с охраной труда, отсутствием авторского надзора на всех этапах жизненного цикла предприятий, особенно в части ввода в эксплуатацию зданий и сооружений, промышленного оборудования, вывода и ввода в эксплуатацию опасных производственных объектов. Участники слушаний отметили, что те, кто перевел и гармонизировал стандарты Евросоюза, сегодня оказались впереди, например, по выполнению Директивы ЕС по энергоэффективности, которая была принята Евросоюзом 5 лет назад. У нас закон на эту тему принят только сейчас.
Также было отмечено, что приход непрофессионалов в отрасль в начале 90-х годов полностью разрушил пятиступенчатую систему безопасности опасных объектов, разработанную и безотказно действовавшую еще во времена Советского Союза. По сей день не существует «надотраслевого» надзорного органа в промышленности. По сути, надзор осуществлять некому – нет специалистов, тем более в контрольных органах.
Сегодня необходимо учитывать и прогнозировать техногенные катастрофы и аварии. Убытки от них составляют десятки и даже сотни млрд. рублей, как в случае с Чернобылем, или аварии на Саяно-Шушенской электростанции, которая оценивается предварительно в 40 млрд. По мнению представителей РАН, необходимо учитывать, что техногенные катастрофы случаются в среднем с периодичностью раз в десять лет и не исключено, что у нас в этом отношении «все впереди», так как износ оборудования в промышленном производстве сегодня составляет 80%.
В заключение Председательствующий отметил, что Правительству России необходимо усиливать роль представителей науки при принятии решений не только как экспертов, но и учитывать их мнение при решении вопросов управления экономикой страны, в том числе, в области промышленного производства и эксплуатации опасных промышленных объектов.
Эксперты АСР поддерживают скорейшее внесение изменений в Градостроительный Кодекс, Федеральный Закон «Об использовании атомной энергии», «Об электроэнергетике, «О безопасности гидротехнических сооружений» в связи с принятием предлагаемых изменений в ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», а также скорейшего согласования и внесения в Государственную Думу проектов Федеральных Законов «О стандартизации», «Об аккредитации», а также проекта ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного объекта». Принятие данных законодательных актов позволит решить задачи:
-повышения технической безопасности опасных объектов;
-создать систему ответственности субъектов деятельности в сфере промышленной безопасности;
-сформировать проведение правил проведения оценки безопасности технологического процесса;
-обеспечить вывод из эксплуатации оборудования опасных объектов, отработавшего ресурс и имеющего ограниченный запас годности.