Пресс-центр Года учителя открыл серию пресс-мероприятий, посвященных модернизации и развитию российского образования. Такие мероприятия будут проходить на площадке информационного агентства «Интерфакс» ежемесячно.
30 марта в пресс-центре агентства «Интерфакс» состоялась пресс-конференция, посвященная началу эксперимента по апробации в российских школах комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики». Кроме представителей религиозных конфессий, в ней приняли участие заместитель министра образования и науки Исаак Калина, генеральный директор издательства «Просвещение» Александр Кондаков, заведующая кафедрой философии религии и религиоведения Санкт-Петербургского государственного университета, член Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте Марианна Шахнович.
Как известно, курс, раскрывающий основы религиозных культур и светской этики предполагается изучать на переходной стадии от начальной к основной ступени общеобразовательной школы. Он дополняет обществоведческие аспекты предмета «Окружающий мир» и предваряет начинающееся в пятом классе изучении истории. Эксперимент связан с тем пластом культуры, с которым, к сожалению, долгое время наша школа плохо знакомила, заметил Исаак Калина. Многое в истории и культуре, в истоках поведения людей будет непонятным, если не знать особенностей влияния на них религии. Введение нового курса, по словам Калины, пусть не сразу, но должно сказаться на самоуважении и взаимоуважении людей. Понятно, то время, что отведено распоряжением правительства на эксперимент, должны послужить поправкам, которые необходимо внести в методики преподавания, в содержание курса, методики подготовки преподавателей. Главное достижение состоит в том, что и нерелигиозная часть общества, которую представляют РАН и РАО, и религиозная – находят общее согласие. Важно не то, какой курс дети выбрали, а то, что через него они начнут знакомство с важнейшей составляющей культуры человечества.
Генеральный директор «Просвещения» Александр Кондаков подчеркнул, что перед издательством стояла достаточно сложная задача: в течение нескольких месяцев создать комплект пособий, которые соответствовали бы всем требованиям, предъявляемым современной школой.
- Мы основывались на том, что государство должно быть нейтральным в отношении и к религии, и к атеизму, создавая условия для получения знаний о роли религии в развитии общества и страны. Отношение к религии в школе должно быть познавательным, а не вероучительным. Конечно, сведения о религии могут быть включены в контекст любого из предметов школьного курса, но не задевать чувств кого-либо из учащихся. Поэтому в качестве одного из принципов этого курса мы заложили познавательное отношение к религии, принцип свободы совести и вероисповедания, толерантности как нормы отношений к иной позиции и мировоззрению, необходимость формирования социальной компетенции и социального мышления как условий психологической безопасности личности от воздействия деструктивных культур. Мы оценивали и риски. Это, прежде всего, принадлежность к иной конфессии, чтобы внутри школы или класса не произошло раскола по этому принципу. Другой риск - течения внутри конфессий, будь то православие, ислам, буддизм, имеющий свои региональные особенности на территории России. Можно ли столь быстро сформировать духовность, нравственность, гражданскую идентичность? Конечно, нет. Поэтому основная задача – через конфессиональное разнообразие российского общества показать единство – российский народ. В какой степени эта задача может быть решена, покажет эксперимент.
Книги, по словам Александра Кондакова, поступили во все 19 субъектов Российской Федерации, где будет проводиться эксперимент. Они выполнены достаточно красочно, с учетом возраста, содержат большое количество иллюстраций. К учебникам подготовлено электронное сопровождение, которое поможет учителю почерпнуть дополнительную информацию для ведения уроков. Любая семья сможет ознакомиться со специальной брошюрой, подготовленной «Просвещением», где разъясняется, что это за экспериментальный курс, зачем он входит в школу, какие задачи преследует, какое участие должна принять семье в работе школы при изучении этого курса.
- Это, может быть, нестандартная форма, - заметил Александр Кондаков, - но в рамках стандарта второго поколения мы стремимся максимально вовлечь семью во все, что связано со школой. Для самих учителей подготовлено справочное пособие, откуда можно почерпнуть необходимую информацию по специфике, каким-то моментам культуры той или иной конфессии, чтобы вести конструктивный и понятный диалог с семьей, с детьми, представителями религиозных организаций. По результатам эксперимента учебники будут дорабатываться, в них будут внесены изменения, но уже на сегодняшний день они достаточно выверены и в научном, и в психолого-педагогическом плане.
2010 год объявлен в Российской Федерации Годом учителя. Основная цель Года учителя – повышение престижа учительской профессии, формирование позитивного имиджа педагога в обществе. В течение года по всей стране пройдут сотни мероприятий в поддержку российского учителя. Пресс-центр освещает мероприятия Года учителя, поддерживает информационные ресурсы в сети Интернет, посвященные Году Учителя, ведет системную работу с журналистами. Пресс-центр организован Коммуникационным агентством АГТ (www.agt-agency.ru).